тел. 8 (495) 287-45-88
EnglishFrenchGermanItalianPortugueseRussianSpanish

Шланговые системы для перекачки жидкого навоза

Коммерческим способом технологию внесения стоков с помощью шланговой системой начали использовать в Северной Америке (США, Канада) еще в 60-х годах. Она использовалась для удобрения полей осадком с отстойников сточных вод.

Но в сельском хозяйстве такая технология начала применяться в конце 70-х. Благодаря существенным преимуществам использования шланговых систем для транспортировки жидкого навоза перед традиционными (вывоз бочками-жижевозами), она позволяла достичь высокой производительности, затрачивая минимум технических и человеческих ресурсов. Такой метод быстро приобрел широкую популярность.

В России впервые шланговые системы стали использовать на подмосковной свиноферме «Тропарёво» в 2005 году.

Технология внесения органических удобрений на поля в части утилизации и переработки навоза довольно затратная. Поэтому необходимо максимально снизить затраты на этапе транспортировки жидких стоков. К тому же животноводческие стоки считаются довольно ценным органическим удобрением. Поэтому используемая на предприятии шланговая система, предназначенная для транспортировки навоза, обязана удовлетворять таким требованиям:

  • удобство эксплуатации;
  • эффективность работы и высокая производительность;
  • максимальная надежность;
  • минимальная стоимость работ.

Шланговая система считается экономичной, если она в процессе эксплуатации позволяют вносить порядка 1 000–3 000 м³ стоков за смену. Для выполнения работ задействуется один трактор (см. рис. 1).

Рис 1. Схема для внесения навоза

shlang-sistema-1Основной принцип работы системы с буксируемым шлангом: магистральный шланг прокладывается по земле, ориентировочно по центру поля, куда необходимо внести органическое удобрение. Затем следует подключить буксируемый шланг к магистральному, раскрутив последний так, чтобы он покрывал самый дальний угол поля. Противоположный конец шланга подсоединяют к навесному аппликатору (инжектору внутрипочвенного внесения — изображен на рис. 1, либо разбрызгивателю). После проверки надежности крепления шланг с аппликатором буксируется по всей площади поля челночным способом. Последней фазой работ является прочистка шлангов от остатков жидких стоков. Обычно эта процедура проводится с использованием эластичного шарика с диаметром, равным диаметру трубы. Этот шарик проталкивают по всей длине труб сжатым воздухом, нагнетаемым компрессором.

Имеются неоспоримые преимущества использования шланговых систем, если сравнивать их с другими способами. Номинальная производительность такой системы может составлять до 3 000 м³ за смену, объем внесения зависит от мощности насосной станции, дальности перекачки, концентрации навоза. Такой довольно значительный объем внесения позволяет завершить данную технологическую операцию в короткие сроки, которые являются достаточно критичными для некоторых российских регионов с повышенным количеством осадков либо наступлением ранних заморозков.

В процессе работы используются только два трактора, один из которых, мощностью 200–300 л. с., буксирует аппликатор с установленным на нем шлангом, а другой (вспомогательный, мощностью 80–150 л. с.) используется для укладки шлангов, транспортировки катушек. Для проведения работ достаточно усилий трех механизаторов.

Когда на предприятии используется шланговая система, нет необходимости проводить вывоз навоза вручную на поле. Отсутствие постоянных нагрузок на почву исключает ее уплотнение, что невозможно при использовании цистерн-жижевозов. Благодаря этому повышается урожайность практически всех культур. Меньше страдают грунтовые дороги, которые после постоянной транспортировки цистерн быстро раскисают и приходят в негодность, особенно весной.

Когда используется шланговая система с инжектором для внесения животноводческих стоков, параллельно выполняется и механическая обработка верхнего слоя почвы. Такая операция приводит к тщательному проветриванию земли, которая получила удобрение, а также к улучшенному аэробному разложению, предотвращая попадание неприятных запахов в окружающий воздух. Чистый воздух не создает дополнительной нагрузки на экологические подсистемы, обеспечивает нормальные условия проживания для самих сельских жителей, а также горожан, отдыхающих на даче. К тому же применение системы на основе инжектора дает возможность значительно сократить потери азотистых соединений (до 50 %), что практически вдвое повышает удобрительную полезность навоза для посевов.

Используя шланговые системы, рекомендуется вносить такие животноводческие стоки, в которые содержится не более 6–8 % сухих веществ. Однако даже если объем твердых фракций вписывается в установленные нормы, предпочтительнее проводить разделение навоза. Внесение жидкой составляющей стоков является экономически целесообразным по таким причинам:

  • Содержание твердых частиц в жидкой фракции минимально и составляет 0,8–1,7 %. Такая незначительная концентрация позволяет проводить перекачку навоза на большие расстояния, разница составляет порядка 70 % по сравнению с обычным навозом. При равном расстоянии можно использовать насосную станцию минимальной мощности, что позволяет экономить топливо.
  • При работе могут использоваться шланги меньшего диаметра, что значительно снижает общую стоимость системы.
  • В такой жидкой фракции содержание NPK более сбалансировано, поэтому имеется возможность вносить ее в увеличенном объеме в пересчете на 1 Га. К примеру, если норма внесения разделенной жидкой фракции колеблется в пределах 100–400 м³ на гектар в год, то неразделенной вносится только порядка 50–150 м³.
  • Выделенная твердая фракция может использоваться повторно, как высококачественный компост либо как подстилка для КРС.
  • При движении неразделенного навоза возникает внутреннее трение частиц из твердой фракции, что замедляет движение жидкости и вызывает износ внутренних стенок шлангов. Также возникает вероятность закупоривания шлангов.

Максимальная эффективность использования таких систем достигается на полях, которые расположены в пределах 5 км от хранилища навоза. Чтобы вносить навоз подобной системой на большие расстояния, необходимо оборудовать дополнительную насосную станцию, которая должна поддерживать давление в системе.

Когда на пути прохождения шлангов к целевому полю попадается железная либо автомобильная дорога, оптимальным решением будет прокладка стационарной трубы, которая крепится к мобильным шлангам с помощью быстросъемных соединений. Иногда также может использоваться горизонтальный прокол. Если данная автодорога не является трассой федерального назначения, значительных трудностей с получением разрешения не возникает, ведь одна прокладка трубопровода значительно меньше разрушает полотно, чем постоянные проезды тяжелых цистерн с навозом. Чтобы уменьшить расстояние при перекачке удобрений можно оборудовать возле полей специальные лагуны (навозонакопители). Такое решение позволяет значительно уменьшить длину шлангов, а также мощность насосных станций. Существенно уменьшается и время перекачки навоза.

При концентрации полей в определенной области можно снизить затраты на обслуживание системы, уложив вместо магистрального шланга стационарный трубопровод. Для этой цели используется полиэтиленовая труба с диаметром порядка 160‒200 мм. Ее закладывают ниже глубины промерзания, обязательно оснащая ревизионными колодцами. Для подключения магистральных шлангов в необходимых местах следует устанавливать на трубопроводе гидранты.

Если вы заинтересовались представленными шланговыми системами как эффективным методом внесения навоза мы можем порекомендовать вам при подборе организации, что будет осуществлять поставку и монтаж необходимого оборудования, обязательно узнать, существует ли у нее опыт реализации подобных проектов. Для подбора оптимального комплекта оборудования следует учитывать его производительность, среднее расстояние до обрабатываемых полей, тип возделываемых культур, регион использования.

В инженерной службе «Биокомплекс» рекомендуют иметь в виду, что поставляемое оборудование в обязательном порядке должно адаптироваться к российским реалиям, должно предоставляться как гарантийное, так и сервисное обслуживание. Данная компания должна обеспечить поставку запасных частей в кратчайшие сроки, ведь выработка навоза происходит непрерывно.

Шланговые системы для транспортировки жидкого навоза (помёта) на поля и внесения в почву

injektor-01Использование шланговых систем для транспортировки жидкого навоза (жидкой фракции) животноводческих комплексов продиктовано необходимостью:

  • внесения органических удобрений в оптимальные агрономические сроки, с целью получения высокого урожая сельскохозяйственных культур;
  • экономии средств на приобретение и внесение минеральных удобрений;
  • снижения затрат на утилизацию стоков.

Внесение осуществляется в соответствии с планом, который разрабатывается на основании графика заполнения (освобождения) лагун и технологическими картами, составленными на основании утверждённого плана севооборота. План внесения разрабатывается агрономической службой предприятия.

Технологическая схема утилизации стоков с помощью мягких шлангов

Технологическая схема утилизации стоков с помощью мягких шлангов

shlang-sistema-1

Жидкие навозные стоки выкачиваются из навозохранилища (лагуны) дизельной насосной станцией (по ссылке переход в раздел «Оборудование», подраздел «Дизельные насосные станции») и подаются до поля по основной магистрали, собранной из мягких шлангов. На поле, к магистральным шлангам (по ссылке переход в раздел «Оборудование», подраздел «Магистральные шланги»), подсоединен буксируемый шланг (по ссылке переход в раздел «Оборудование», подраздел «Буксируемые шланги»), прикреплённый вторым концом к распределяющему устройству (аппликатору или инжектору).

Распределяющее устройство навешено или прицеплено (в зависимости от его типа) к буксирующему трактору, который перемещаясь по полю, осуществляет или поверхностное распределение стоков (аппликатор), или заделку их в почву (инжектор). Если длина системы превышает 4 км, то для поддержания необходимой производительности и компенсации гидравлических потерь в шлангах, примерно на 2/3 длины шлангов (от основной насосной станции) устанавливается дополнительная (бустерная) дизельная насосная станция.

Разбивка поля на загонки

Разбивка поля на загонки

Внесение стоков на поле может осуществляться по двум вариантам:

  • диагонально (вдоль диагонали каждой загонки поля);
  • поперечно (поперечно длинной стороне загонки поля).

Диагональный вариант

Перед началом работы поле, предназначенное для внесения, должно быть условно разбито на участки (загонки), каждая из которых представляет собой квадрат со стороной около 545м. Диагональ составит примерно 770м. Ориентировочная площадь загонки – 30га.

shlang-sistema-zagonka-1

Рис.1. Пример разбивки большого поля на загонки при диагональном варианте

Любая шланговая система поставки компании «Биокомплекс», включает два буксируемых шланга длиной 200м каждый. Эти шланги в большинстве случаев соединяются вместе и составляют буксируемую систему длиной 400м. (рис.2).

shlang-sistema-zagonka-2

Рис.2. Укладка шлангов на загонке

По отдельности 200м. буксируемый шланг может быть использован на полях, имеющих небольшие размеры или неправильную конфигурацию. Во время разбивки, флажками должны быть обозначены края загонки и ее центр. Если отдельные загонки, по условиям местности, имеют очертания отличные от квадрата, то необходимо спланировать загонку так, чтобы расстояние от ее центра до дальнего угла не превышало длину буксируемого шланга минус расстояния, необходимые для разворотов агрегата (примерно 380м.).

Продольный вариант

Перед началом работы поле, предназначенное для внесения, должно быть условно разбито на участки (загонки), каждый из которых представляет собой четырёхугольник имеющий ширину 770 м и длину равную длине всего поля (рис.3).
shlang-sistema-zagonka-3

Рис.3. Пример разбивки большого поля на загонки при продольном варианте

shlang-sistema-zagonka-4

Рис.4. Укладка шлангов на загонке

В продольном варианте используется буксируемый шланг длиной 400м. Магистральный шланг прокладывается вдоль края поля. К конечному соединению на середине ширины поля, подсоединяется буксируемый шланг (рис.4).

Основная дизельная насосная станция устанавливается рядом с лагуной. Перед запуском системы, к насосу станции подсоединяется магистральный шланг. Дизельная насосная станция готова к работе.

Раскладка шлангов

Раскладка шлангов

Диагональный вариант

Раскладка шлангов производится при помощи транспортировщика шлангов (по ссылке переход в раздел «Оборудование», подраздел «Транспортировщики шлангов»). Как правило, подающий шланг протягивается на самую дальнюю от лагуны загонку. Магистральная линия начинается у дизельной насосной станции, заканчивается – на середине диагонали выбранной загонки.

Рис.2. Укладка шлангов на загонке

Рис.2. Укладка шлангов на загонке

Двигаясь по намеченному маршруту к месту внесения, тракторист выполняет одновременную размотку шланга при помощи гидравлики трактора. Рекомендованная скорость трактора при разматывании – 5 – 10 километров в час. Разматываясь, катушка производит прокладку шланговой линии.
Магистральный шланг заводится на загонку с ближнего угла, и протягивается по диагонали в направлении дальнего угла (рис.2) до середины диагонали.

Продольный вариант

Продольный вариант отличается от диагонального тем, что магистральный шланг прокладывается вдоль края поля с таким расчётом, чтобы его конечное соединение вышло на середину ширины поля, где к нему подсоединяется буксируемый шланг (рис.4).

Рис.4. Укладка шлангов на загонке

Рис.4. Укладка шлангов на загонке

Между оператором дизельной насосной станции и трактористом буксирующего агрегата, устанавливается надежная радиосвязь. В первую очередь запускается дизельная насосная станция с выключенным сцеплением. После выхода дизельного двигателя на устойчивый режим, включается гидравлический насос и запускается погружной насос, который подает навоз в нагнетающую насосную станцию и начинается процесс транспортировки жидкого навоза (жидкой фракции). Сначала на небольших оборотах, а затем постепенно увеличивая их до номинальных. При достижении необходимого давления агрегат начинает движение.

Откачка и внесение жидкого навоза

Откачка и внесение жидкого навоза

Диагональный вариант

Движение трактора с аппликатором производится челночным способом, параллельно диагонали загонки. Движение всегда производится от транспортировочного шланга к краю поля. Во время буксировки шланги должны находиться под давлением. Развороты должны осуществляться по как можно меньшему радиусу (рис.5).

Рис.5. Пример челночного движения трактора с апликатором

Рис.5. Пример челночного движения трактора с апликатором

После того, как первая половина поля закончена, тракторист дает команду оператору на выключение сцепления насосной станции с одновременным уменьшением оборотов и перегоняет агрегат снова на угол поля с которого начинал движение, не выливая стоки повторно на одно и то же место, затем он сообщает о готовности к внесению и оператор включает сцепление двигателя насосной станции. Трактор с аппликатором начинает движение на второй половине загонки (рис.6).

Рис.6. Маршрут движения трактора с аппликатором по загонке диагонально

Рис.6. Маршрут движения трактора с аппликатором по загонке диагонально

Тракторист контролирует скорость движения агрегата по таблице, в которой скорость определяется как величина, соответствующая определённой норме внесения при фактической производительности по показанию расходомера.

Тракторист постоянно следит за объемом подачи. Для этих целей считывающее устройство расходомера находится в кабине трактора. Если объем подачи значительно отличается от заданного, тракторист дает команду оператору на увеличение или уменьшение оборотов нагнетающей насосной станции.

Продольный вариант

Рис.7.  Маршрут движения трактора с аппликатором по загонке продольно

Рис.7. Маршрут движения трактора с аппликатором по загонке продольно

Движение трактора с аппликатором по продольному варианту производится челночным способом как и в диагональном варианте, но по ширине загонки, а не по диагонали. Движение всегда производится от транспортировочного шланга к краю поля. Во время буксировки шланги должны находиться под давлением. Развороты необходимо осуществлять по как можно меньшему радиусу (рис.7).

Порядок перестановки системы

Порядок перестановки системы

Диагональный вариант

Перестановка системы на соседнюю загонку осуществляется без остановки откачки. По мере приближения трактора с аппликатором к концу первой загонки, трактор со шлангоукладчиком, начинает передвигать подающий шланг на вторую делянку (рис. 8) обеспечивая его расположение по диагонали загонки. Соединение подающего и буксируемого шлангов должно быть передвинуто на середину диагонали (см. расположенное ниже фото).

После завершения работы на первой загонке, трактор с аппликатором буксирует сцепку буксируемых шлангов длиной 400м. на соседнюю загонку так, чтобы сцепка вытянулась по диагонали, подающий шланг заканчивался на середине диагонали, а аппликатор с буксируемым шлангом расположился на дальнем конце этой диагонали.

Рис.8. Пример перемещения шлангов на соседнюю загонку

Рис.8. Пример перемещения шлангов на соседнюю загонку

После внесения стоков на загонке 2 (рис.8), шланги перемещаются на загонку 3 аналогично описанному в настоящем разделе способу и затем на загонку 4. Благодаря применению шлангоукладчика, аппликатор не имеет перерывов в работе и внесение стоков осуществляется в течение всего времени работы на загонках и полях примыкающих друг к другу.

При переносе шлангов на другое поле, расположенное в другом направлении от лагуны, шланги после продувки должны быть смотаны на транспортировщики, разложены в новом направлении и после этого система запущена в последовательности указанной выше.

Продольный вариант

Продольный вариант отличается от диагонального тем, что перекладка магистрального шланга осуществляется практически непрерывно вслед за трактором с аппликатором (рис. 9)

Рис.9. Пример перемещения шлангов по загонке

Рис.9. Пример перемещения шлангов по загонке

Простоев, связанных с перемещением магистральных шлангов меньше, чем в диагональном варианте. Однако шлангоукладчик перемещается по площади, на которой уже внесён навоз. В результате, появляются дополнительные колеи от тракторных колёс оставляемые на увлажнённой почве. В связи с этим, рекомендуется применять этот способ при внесении стоков по многолетним травам, стерне колосовых культур и при малой норме внесения стоков. По пашне, лучше вносить стоки по диагональному варианту.

Продувка системы

Резиновый продувочный шар

Резиновый продувочный шар

Струбцина

Струбцина

Продувка системы

Стандартный порядок перестановки системы предусматривает продувку всей системы, перенос и пересоединение шлангов. Продувка осуществляется с помощью компрессора.

Очищенные от навоза шланги сматываются на шлангоукладчики и затем раскладываются в новом направлении или увозятся на площадку хранения, соединение шлангов востанавливается, струбцины снимаются и система готова к запуску.

 

Оборудование для шланговых систем

Узнайте больше

Если Вы хотите получить больше информации по интересующему Вас вопросу, свяжитесь с нами. Мы не можем опубликовать все имеющиеся у нас материалы, однако с удовольствием проконсультируем Вас по интересующей Вас теме.

Это наша работа! Звоните!


Читайте так же

Позвоните и задайте свой вопрос:

8 (495) 287-45-88

Виды перерабатываемых отходов

Жидкий навоз
Жидкий навоз
Птичий помет
Птичий помет
othody-boyni
Отходы бойни
pivnaya-drobina
Пивная дробина
Спиртовая барда
Спиртовая барда
othody-kukuruzy
Отходы кукурузы
kanyiga
Каныга
saharnaya-svekla
Отходы сахарной свеклы
othody-yablok
Отходы яблок
othod-unknown
Другие виды отходов