Заказать звонок
ru en de
Разработка ТР и ТУ на органические удобрения

Разработка ТР и ТУ на органические удобрения

Содержание:

Опасный отход или органическое удобрение: Обязательно ли получать лицензию на навоз?

Принятый в мае 2011 года Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вызвал неоднозначную реакцию со стороны сельхозпроизводителей. И неудивительно, потому как документ содержал прямое указание на обязательное лицензирование фактически любых действий с навозом: от сбора до размещения.

Буква закона

Итак, Федеральный закон указывает на необходимость обязательного лицензирования «деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (глава 2, статья 12). Напомним, что в соответствии с ФККО (Федеральным классификационным каталогом отходом), свежий коровий навоз относится к четвертому классу опасности, а свиной – к третьему (схема 1). А значит, без лицензии животноводческое предприятие не вправе ни помещать навоз в навозохранилища (размещение и обезвреживание), ни разделять его на твердую и жидкую фракции (обработка), ни уж тем более вносить после выдерживания в поля (транспортирование и утилизация).

Долгое время закон о лицензировании (по крайней мере, для АПК) существовал лишь на бумаге – прецеденты его применения в отношении утилизации навоза были единичными случаями. Однако, начиная с 2016 года, ситуация изменилась – число судебных дел и штрафов серьезно возросло, причем, сразу в ряде регионов.

Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ - О лицензировании отдельных видов деятельности.png Схема 1. Лицензирование работы с навозом в соответствии с Федеральным законом

Очевидно, что работа без лицензии становится всё более рискованной, а последствия санкций – помимо штрафа до 250 000 рублей, предусмотрена и приостановка деятельности предприятия сроком на 90 дней (или 120 – при повторном нарушении) – могут оказаться весьма болезненными.

Лишь малая часть

Стоит ли бояться лицензии? Или процесс ее получения прост и не предполагает каких-либо серьезных трат? Тем более, что размер государственной пошлины составляет всего 7 500 рублей, срок рассмотрения заявки не превышает 45 рабочих дней, а ограничений по времени действия итоговый документ не имеет.

К сожалению, по факту лицензирование потребует куда больше вложений (в некоторых случаях траты могут достигать 900 000 рублей и даже превышать эту сумму) и времени – до 6 - 8 месяцев. Почему? Дело в том, что помимо «формальных документов» для получения лицензии в списке, числятся и сведения о профессиональной подготовке специалистов (а это оплата обучения и аттестации для каждого сотрудника, так или иначе связанного с процессами утилизации навоза), заключение государственной экологической экспертизы (навскидку: объекты средней сложности – от 90 000 рублей, повышенной сложности – от 130 000 рублей), санэпидемзаключение, проект по отходам и другие. Кроме того, местные управления Роспотребнадзора вправе устанавливать дополнительные требования – запрашивать не указанные в Федеральном законе заключения, подтверждения, справки и т.д. (схема 2). Не стоит забывать и о возможных отказах по каждому из пунктов, с последующими исправлениями, повторной экспертизой и подачей на рассмотрение.

Порядок получения лицензии на работу с отходами.png Схема 2. Порядок получения лицензии на работу с отходами

Следует учесть и еще один немаловажный момент: лицензия, по сути, станет подтверждением того, что продукты, образующиеся в результате деятельности предприятия, являются опасными, а значит, и само хозяйство представляет потенциальную угрозу для экологии региона и здоровья населения. А это – серьезный минус при общении с местными активистами в рамках различных общественных слушаний.

Органическое удобрение: навоз во благо

Многочисленные спорные ситуации, возникшие при активном применении Закона о лицензировании в отношении сельхозпредприятий, подтолкнули Минприроды к написанию развернутых разъяснений (Письмо от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376). В документе в частности, указывалось, что «хозяйства вправе использовать продукты, образующиеся в результате их деятельности (включая навоз), для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, например, в качестве удобрения». Выделим главное из министерского письма: «вправе использовать», «для собственных нужд», «в качестве удобрения». При этом, как следует далее, необходимы:

  • Документация, позволяющая относить органические вещества, образующиеся на предприятии, к продукции.
  • Разработанные и утвержденные технические условия на удобрения и технологический регламент на их производство.

Таким образом, доказательством того, что предприятие действительно работает с органическими удобрениями, а не занимается утилизацией опасных отходов, станут два документа: технические условия (ТУ) и технологический регламент (ТР). Их наличие, как следует из Письма Минприроды, освобождает хозяйство от необходимости получения лицензии (Схема 3).

Отход или продукт Схема 3. Отход или продукт?

ТУ описывает конечный продукт (его характеристики), а ТР описывает саму технологию – с конкретными процессами на каждом этапе, измеримым результатом по каждому действию и т.д. (схема 4).

ТР и ТУ Схема 4. ТР и ТУ

Как это работает

В качестве наиболее известного, но далеко не единичного случая, когда хозяйству удалось избежать санкций, сославшись на работу в соответствии с разработанными техническими условиями и технологическим регламентом, можно назвать решение Арбитражного суда республики Башкортостан от 17.08.2018 по делу № а07-21119/2018.

Суд исключил возможность квалификации действий «Башкирской мясной компании» в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании того, что «общество использует органическое удобрение на основе свиного навоза (как побочного продукта производства) в качестве продукции, при ведении им хозяйственной деятельности в соответствии с технологическими решениями, проектной документацией, технологическим регламентом и иными документами, с соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства».

Конечно, не стоит полагать, что любые документы, озаглавленные, как ТУ и ТР, защитят хозяйство от претензий со стороны надзорных органов (схема 5). Документы должны не просто быть в наличие, но и соответствовать государственными и отраслевыми стандартами, природоохранными требованиями и нормами законодательства. А, кроме того, отражать реалии конкретного хозяйства, описывать конкретные технологические процессы и оборудование, и методы контроля. В ином случае, даже минимальная экспертиза хозяйства, которую могут провести, в том числе, и по судебному предписанию, лишь подтвердит фиктивность документов.

Следует добавить, что грамотные ТР и ТУ на органические удобрения будут не только и не столько защитой от штрафов, но и позволят хозяйству выстроить работу по переработке навоза с максимальными выгодами. Например, значительно увеличить урожайность и снизить затраты на минеральные удобрения или полностью отказаться от них.

Документы на производство органических удобрений станут хорошим аргументом и на общественных слушаниях – даже для непосвященного слушателя понятие «органических удобрений» (в отличие от «опасных отходов») несет позитивный смысл и означает экологически чистую продукцию и отсутствие урона для окружающей среды.

Формальный подход к разработке ТУ и ТР Схема 5. Формальный подход к разработке ТУ и ТР

Разработка технологического регламента и технических условий является серьезной задачей и требует достаточного опыта и квалификации, а потому доверить ее лучше экспертам отрасли – специалистам и компаниям, на практике доказавшим свою компетентность в области переработки и утилизации навоза.

(с) Антон Ерхов, специалист компании «БИОКОМПЛЕКС»


Читайте статью на сайте The DairyNews

Читать статью в PDF

Опасный отход или органическое удобрение: Обязательно ли получать лицензию на навоз?

Читайте также
Сепариране на течни и твърди фракции от Биокомплекс
Подробнее

Подпишитесь на наши новости

Спасибо, ваша заявка отправлена
1 20